Текст и фото: Бабурец Марина

Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»

Хотите верьте, хотите нет, но вполне возможно, что вскоре Сейняйоки будут называть пускай не столицей дизайна, но провинцией, и пускай не всегда Европы, но уж точно Финляндии. Те архитектурные и дизайнерские преобразование, что происходят здесь на протяжении последних 60 лет, нельзя назвать случайностью. Дата выхода Сейняйоки в светский мир очевидна – это период зарождения религиозного культурного и административного комплекса Алвара Аалто, который органично пересекается с веяниями памятников мировой архитектуры. Современное зодчество и далее с пристрастием экспериментатора сеет зерна проектов и уже пожинает плоды реализованных строений. Чего стоит только городская библиотека «Апила» или новый корпус института! Недавно объявили победителей конкурса лучших эскизов для городских мостов, что прямо указывает на появление в ближайшем будущем еще как минимум двух объектов очарования. Властвование дизайна в городе ненавязчиво проникает во все сферы жизни, украшает быт (и нескольких визитов в дома финнов будет достаточно, чтобы определить стиль горожан), рисует смыслы и способы мышления. Неудивительно, что вся эта предыстория и современность способствовали становлению настоящей гегемонии рукоделия. В доказательство далее речь пойдет о двух детищах городского дизайна: магазине ”Ruustopuuro” и студии скульптур и прочих керамических изделий ”Amfora”.

 

Рай для рукодельниц в магазине ”Ruustopuuro”

Ruustopuuro – это дочернее предприятие известного дома рукоделия «Kaarakantalo». Собственно говоря меня интересовала больше последняя организация и проводимые ею разнообразные курсы рукоделия. Но мне сообщили, что курсы временно перенесли в другое здание.

Пакеты со всем необходимым
Пакеты со всем необходимым

Собеседником моим оказалась россиянка Марина, которая уже десять лет работает в этом предприятии бухгалтером. К счастью, она оказалась превосходным рассказчиком, из-за чего я не раздумывая оставила закулисье курсов на потом, а пока решила разобраться с чудным средоточием сотен ниток, cпиц, элегантных и экстравагантных предметов одежды, оригинальных элементов интерьера – все это естественно ручной труд, потому и стоит, между прочим, не мало денег. Но не в деньгах счастье, точнее не в их количестве, ведь все то, что не под силу приобрести, можно без труда сделать самому на тех же курсах, запасшись лишь уже готовыми наборами со всеми принадлежностями в магазине. Полюбуйтесь, на полке уже подготовили пакеты со всем необходимым: нитками, крючками, рисунками, инструкциями. Такой подход касается многих изделий, которые точно будут желанными в жилищи, что расставляет свои эстетические акценты непосредственно руками владельца.

Марина рассказывает, что счастлива быть бухгалтером именно здесь, потому как между канцелярскими функциями легко «дать отдушину», легкомысленно прильнув к секретам рукоделия. Она уже немало вещей принесла в свой дом, который создает яркое ощущение интеграции финской культуры в русскую, или же наоборот.

Собственное производство или почти мафия «Koto»

Магазин активно поддерживает местных рукодельниц, продавая их изделия. К примеру, на полках изобилуют товары таких местных предприятий как Lappajärven Värjäämö Oy, Kauhavan Kangasaitta, Lapuan kankurit и многих других. Марина припоминает, как в первые годы проживания в Финляндии получила в подарок кухонные льняные полотенца одного из упомянутых предприятий, но так и не внедрила их в свой быт, так как переняла на себя всем знакомый родительский синдром «откладывания на потом». Это привело к тому, что полотенца до сих пор ждут какого-то торжественного дня, чтобы наконец-то похвастаться своим изяществом. Скандинавские дома, напротив, не щадят такие вещи, а используют по предназначению, создавая аккуратную картинку будней. Но самое главное, что торговое звено «Ruustopuuro» не только продает, но и генерирует идеи по созданию местного патриотического бренда. Рассмотрим примеры:

Рис. 1 Трикотажный бодик Nanso
Рис. 1 Трикотажный бодик Nanso

Рис.1 Это детский трикотажный бодик Nanso – известного финского семейного предприятия, что специализируется на изготовлении трикотажных изделий, колготок и носков. Но принт на ткани – это уже выдумка магазина. На нем – все названия местных коммун региона Сейняйоки. Серия изделий с таким принтом называется «Koto», от слова «кота», то есть юрта или чум саамского народа. Состав ткани синих туник на полках предельно краток: 96% хлопок, 4% лайкра. В этом-то и вся прелесть! Если же заглянуть на ценовую категорию такой одежды, то сразу становиться понятно, что не все располагают нужными средствами для приобретения брендовой одежды. Марина рассказывает, что бывает по-разному, но в большинстве случаев Koto сбываются в качестве подарков. Другое дело: региональная идентификация! Оказывается, и для обычного повода можно прикупить себе изделие Koto хоть за какие деньги, лишь бы пощеголять своим местом рождения, к примеру, перед жителями Хельсинки. А как приятно, когда вне своей коммуны встречаешь и других в такой одежде – просто мафия «Koto».

Свитера "Юссипайта"
Свитера «Юссипайта»

Рис.2 Свитера Юссипайта ”Jussipaita”. Это символ Южной Остроботнии, или же, ссылаясь все-таки на финскую терминологию, а не шведскую, говорим символ Южной Похъянмаа. История появления этого свитера имеет несколько теорий, ответственность за истинность которых мы возлагаем на финских историков и фольклористов. Точно известно лишь то, что в узорах интерпретируется тематика вспахивания полей, которую всегда сопровождают старательность упорство, честность, стойкость и даже безумие коренных жителей Южной Похъянмаа. Юссипайта то и норовят вынырнуть из разных уголков региона, но доминирующая их часть – ребяческий плагиат. Эти же Юсси-свитера – подлинные. Даже способ вязки, рисунок и модель – настоящая реликвия, разработанная Марьей Хемминки-Хаапоя по ее же исследованием. Кстати, она тоже работает в магазине.

«Именно мы возобновили моду на Юсси-свитера», – рассказывает Марина. Цена такого свитера – от 145 евро, но несмотря на это ежегодно 300 «Юсси» – как и не бывало. Все фото см. ниже

Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”

 

Овальная эволюция в галерее «Амфора»

Перед тем, как посетить галерею, я мимоходом ознакомилась с творчеством финской художницы в интернете, где сразу же наткнулась на керамические овальные творения. С улицы сквозь оконную витрину уже виднелись загадочные громадные яйца, которые принесли Пяйви Ринтаниеми в прошлом году награду в Международном конкурсе современного керамического искусства в Италии – PremioFaenza 58. Рассматривая светлые структурные овалы в галерее, мне удалось узнать, что для создания этих неимоверно пластичных с виду оболочек Пяйви обжигает глину в печи при 1250 С°. Объёмные надломленные и цельные эллипсы вынуждали прибавить к обычному доминирующему способу визуального восприятия еще тактильный, подобно маленькому ребенку или несуществующему существу, появившемся из яйца. Поэтому в какой-то момент корректность журналиста сменилась неконтролируемостью поглотителя искусства. Мои пальцы коснулись шероховатой скорлупы, а глаза были не в силах устоять перед искушением заглянуть внутрь некоторых овальных «планет». И все же мое поведение не заставило Пяйви отогнать меня от форм, каждая из которых требует от 4 до 5 месяцев усиленной работы. По словам созидательницы современного искусства не смотря на кажущуюся хрупкость яиц, они – очень крепкие, даже если упадут, то не разобьются. Естественно к исключению относиться целенаправленное разрушение, к примеру, с помощью молотка.


Скульптуры Пяйви Ринтаниеми
Скульптуры Пяйви Ринтаниеми
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»

Вы спросите, что же означают эти бесконечные овалы, половинчатые яйца, которых Пяйви уже даже трудно сосчитать – она называет лишь приблизительную цифру в несколько десятков. «Это человеческие портреты, события, их течение и изменения в них», — подсказала скульптор. Вдруг мне захотелось побывать в ее мастерской. Пяйви любезно провела в те помещения, где днями на пролет глиняные массы приобретают свою уникальную форму. Вместе с художницей работает ее муж, который кроме всего, занимается еще и технологическим усовершенствованием мастерской: бесценные индивидуальные гончарные станки – его рук дело. К сожалению, мне не разрешили запечатлеть на фото рой взаимосвязанных процессов и стопы тарелок, чашек, ваз, ждущих своей очереди на покраску, именно из-за того, что станки могли попасть в кадр. Конспирация не терпит утечки информации.

Но вернемся к студии. Пяйви Ринтаниеми увлекается не только созданием объектов для созерцания, но и не менее удачно продуцирует совершенно практичные элементы декора и посуду. Черно-белая цветовая гамма всей кухонной утвари выдает влияние на творчество природы Остроботнии и местного дизайна. Она не исключает даже подсознательное формирование вкусов уже с детства, например, под влиянием архитектуры, скульптуры и дизайна Алвара Аалто. «Я хочу оставить побольше пространства для еды, текстиля, скатертей…», — добавляет она, объясняя свои черно-белые этюды.

Кстати посуда Пяйви не требует лишних усилий в уходе: ее можно свободно мыть в посудомоечной машине.

Остается один вопрос: как и когда удается Финляндии так вдохновлять обывателей и мастеров? Не уж то «широких рек сияющие льды…», а может быть «мороз и солнце…», или «удары солнечных лучей…».

Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Галерея «Амфора»
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Ниточный рай
Ниточный рай
Связанные кошельки
Связанные кошельки
Сумки на "ковровый" мотив
Сумки на «ковровый» мотив
”Ruustopuuro”. Блокноты из старых пластинок
”Ruustopuuro”. Блокноты из старых пластинок
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”
Деревянные подносы
Деревянные подносы
Магазин ”Ruustopuuro”
Магазин ”Ruustopuuro”